Упорядоченность
Это то, насколько магия подвластна научному подходу — можно ли в ее поведении выделить какую-то строгую закономерность? И от этого будет зависеть то, как маги будут жить. Итак, тут есть три варианта.
1) Дикая магия. В этом случае выделить законы, по которым ведет себя магия, практически невозможно. Или люди настолько недавно познакомились с магией, что еще эти законы не поняли. Иными словами — магия ведет себя с разными людьми так, как она сама хочет — это может быть как потому, что магия сама по себе не подчиняется законам мира, так и потому, что ей заведуют какие-то стремные сущности, по определению чуждые всякой логике. По крайней мере, человеческой. Тут все будет для магов довольно сложно — ведь никаких законов поведения нет, и, по сути, магам не имеет смысла обучать кого-то: то, что работает с одним, может дать абсолютно противоположный результат у другого. Может быть и вариант, когда каждый маг обладает уникальной, какой-то особенной силой — кто-то плюется паутиной, кто-то жарит огнем или морозит и так далее. Естественно, в этом случае ни о каких магических учебных заведениях речи идти не может — чему обучать-то? А простые люди будут смотреть на магов с опаской — мало ли что пойдет не так? Впрочем, это не исключает того варианта, что позже, через несколько сотен или тысяч лет, магия стабилизируется и начнет иметь хоть какие-то законы. Объединяться в крупные группы для магов тоже особого смысла не имеет, ибо усилия они вряд ли смогут объединить для достижения какого-то конкретного результата.
2) Магия как искусство, или полудикая магия. В этом случае для волшебников все становится несколько проще — магия следует хоть каким-то законам, и некоторые закономерноести в ее поведении прослеживаются, но… по-прежнему играет очень сильную роль личность и умения самого мага: у кого-то будет сильнее фаербол, у кого-то — молния. У кого-то это будет вылетать из пальцев, у кого-то — изо рта. Поведение магии можно предсказать, но составить четкие уравнения и формулы можно будет только в очень ограниченных областях. В этом случае создание массовых образовательных учреждений опять же будет довольно затрудненным — ведь унифицировать не получится все равно (нужен уникальный подход ко всем), но передавать знания в какой-то мере получится. Так что тут скорее всего будут действовать пары «учитель-ученик», а уже состоявшиеся маги будут собираться в эдакие ордена для создания ритуалов и особо мощных заклятий.
3) Магия как наука, или прирученная магия. В этом случае магия полностью подвержена каким-то своим, но законам. Так, маги при помощи уравнений и прочего могут без проблем предсказать, что произойдет в следующий момент. Иными словами — магия превращается в физику или еще какую точную науку, которую можно описать, подтвердить результаты расчетов экспериментально и использовать это в будущем. Иными словами, магию можно выучить, как ту же физику… квантовую, ага. Но можно. Так что магические университеты в таком сеттинге редкостью уж точно не будут. Магия будет эдакой наукой — с гипотезами, теориями и законами, и помимо магов-парктиков, будут и маги-теоретики, которые, в отличие от предыдущих вариантов, будут действовать не методом тыка, а вполне себе научными методами.
Заключение. Итак. С этим тоже разобрались. Смею заметить, что, как и в предыдущем случае, эти критерии не являются абсолютной истиной и могут смешиваться в разных пропорциях.