ВАЖНО: Нельзя быть одновременно артефакториком и магом.

Артефакторика - это тончайшая, сравнивая с ювелирным делом, работа, которая требует от мастера не только крепости внутреннего духа и недюжинного упорства, но также и крайней внимательности, ловкости рук и острой памяти. Наверное, поэтому настоящих артефактов в Трионе так мало - также, как, впрочем, и людей, родившихся с этим даром. Создание артефакта - суть акт наделения неодушевлённого предмета внутренней, так называемой Скрытой Силой, о которой подробнее будет изложено чуть ниже.  Артефакт - это магический предмет, который посредством магических действий получает часть этой Скрытой Силы и сохраняет её в себе. Чтобы Сила как можно дольше оставалась в артефакте, маги используют особые руны и алхимические камни Сути.

К Артефакторике способны только Люди, Светлые Эльфы и Гномы.

О Скрытой Силе:
Скрытой Силой называется то, что находится в душе артефакторика - первородная энергия, которой артефакторик наполняет будущий артефакт. Один артефакторик может владеть только одной Скрытой Силой, ибо сочетание двух невозможно. Также невозможно слияние в одном артефакте двух разнонаправленных  Сил.

- Сила Хаоса - чаще всего артефакторики, владеющие этой Силой, сотрудничают с оружейниками или военными организациями. И это неудивительно, ведь их Скрытая Сила есть Разрушение. Артефакты, зачарованные магом, обладающим этой Силой, чаще всего проявляют свои свойства после направленного механического воздействия. В зависимости от природы характера самого артефакторика они могут сильно обжигать или замораживать, пробивать металл или камень - одним словом, творить именно то, что вкладывал в них артефакторик - разрушать.
- Сила Созидания - артефакторики, владеющие Скрытой Силой Созидания, чаще всего работают лекарями или ремонтниками - артефакты, созданные ими, как правило, способствуют заживлению ран, прочному скреплению материалов, или созданию определенных магических преград. Но Сила Созидания далеко не так безобидна, как может показаться - зачарованный предмет может  наделить своего владельца огромной физической силой, а врага - заставить отступить.
- Сила Обмана - эта сила наименее распространена среди артефакториков. Воздействие её крайне запутано, и чаще всего артефакторики сами не могут разобраться во всех тех нюансах и сложностях, которые порождает её использование. Артефакты, зачарованные этой Силой, могут наделить хозяина невидимостью, временно изменить его внешность - и даже в целях всё того же отвода чужих глаз заместить её внешностью животной. Оружие, зачарованное этой силой, чаще всего воздействует не сразу - оно становится подобным медленному яду - заражает кровь и постепенно сводит несчастную жертву с ума.

О создании артефактов:
Процесс создания артефакта принято именовать «зачарованием». Чтобы создать артефакт, артефакторик должен особой тонкой серебряной иглой в определённой последовательности нанести на выбранный предмет магические руны, в сплетениях которых будет заключена та или иная Сила. Создание артефакта - довольно длительный процесс. Некоторые руны, к примеру, требуют нанесения с определённой разностью во времени, иначе они могут вступить в конфликт друг с другом.
Артефакты, созданные артефакториками ранга «новичок», «ученик», «подмастерье» и «мастер» требуют подзарядки (подробнее в описании возможностей ранга). Артефакты магистра имеют вечный эффект, но лишь при условии, что артефакт создавался подобающим образом - с соблюдением установленных правил и точным следованием основным постулатам. Чтобы подзарядить артефакт, артефакторику с той же Скрытой Силой, что и заложена в данном артефакте, необходимо провести иглой по оплетающим предмет рунам.

Ранг «Новичок» - магические предметы, творимые новичками, сложно назвать артефактами. По сути своей это просто вещи, которые обладают незначительным магическим потенциалом. Но при этом новичок, создавая артефакт, тратит достаточно мало времени, а руны, требующиеся для наделения предмета магическими свойствами, довольно просты.
Заряд качественного артефакта заканчивается через три недели после его создания.

Ранг «Ученик» - артефакты, создаваемыеартефакториками, обрётшими этот ранг, сравнительно недорогие, и среди жителей Триона пользуются большой популярностью. Эти артефакты обладают вполне достойными качествами, хотя, конечно, они не в силах продемонстрировать все возможности Силы. Чтобы создать качественный артефакт, ученик работает примерно неделю.
Заряд качественного артефакта заканчивается через три месяца после его создания.

Ранг «Подмастерье» - выпускники аспирантуры Академии магии на кафедре Артефакторики в качестве итоговой проверки полученных знаний обязаны сотворить артефакт, который будет отвечать всем установленным Академией требованиям. Подмастерья уже знают основные способности своей Силы и знают, как заключить их в руны. Артефакт, полученный стараниями подмастерья, обладает довольно отчётливым эффектом и высоко ценится на рынке. Зачарование такого артефакта занимает три недели.
Заряд качественного артефакта заканчивается через три года после его создания.

Ранг «Мастер» - артефакториков такого ранга крайне мало - сейчас известен только ректор факультета Артефакторики. Артефакторик-мастер, в полной мере понявший путь своей Скрытой Силы,  способен умело и чётко обозначать в рунах желаемый эффект. Артефакты, являющиеся плодом работы мастеров, дорогие, даже подзарядка их стоит в два раза дороже артефакта подмастерья. Создаётся такой артефакт не менее двух месяцев.
Заряд качественного артефакта заканчивается через тридцать лет после создания.

Ранг «Магистр» - мало кому удастся встретить магистра артефактологии хотя бы один раз за всю жизнь. Это непревзойдённые гении, которые создают самые могущественные и самые действенные, а значит, и самые дорогие артефакты в Трионе. О таких артефактах складывают легенды, их многие желают заполучить, ибо магистр научился высвобождать Скрытую Силу по максимуму. Но зачарование такого артефакта занимает минимум год.
Заряд качественного артефакта предположительно вечен.