Индийский бог смерти Яма - царь предков и окончательный судья о назначении душ. Он также известен как "сдерживающий", Претараджа (Царь призраков), Дхармараджа (Царь справедливости). В силу своей ответственности за принятие правильных решений, основанных на записях деяний человека, бог особенно связан с верховенством закона. Яма является сыном Вивасваты, бога солнца. Его мать - Саранью-Самджна (совесть). Он не является карателем грешных душ, в отличие от богов подземного мира и мертвых, описанных в других культурах. Однако верующие боятся Яму.
Страх внушают два его гигантских гончих пса. Это страшные существа с двумя парами глаз. Они призваны охранять путь, который ведет умерших к богу. Иногда собаки забирают провинившиеся или заблудшие души из мира людей. На изображениях Яма предстает с кожей зеленого или синего цвета, облаченный в красное одеяние. Его экипаж - буйвол (или слон). В руках Ямы находится булава или жезл, сделанный Солнца, и петля, которая указывает на ловлю душ.
Индуистский бог Яма: хранитель мертвых и Хроник Акаши
Яма - бог подземного мира, правящий адом и судящий мертвых.
В религиозном индуистском тексте Вишну-пурана говорится, что Яма - сын бога солнца Сурьи; Яма и его сестра Ями («разум») - первые смертные. У Ямы также есть брат, Шраддхадева Ману (7-й Ману), прародитель нынешнего человечества (всех 14 Ману).
Яма также является одним из локапалов («Стражей восьми направлений»), которые управляют направлениями видимого мира в соответствии с индуизмом и буддийскими традициями.
Это север, юг, восток, запад, северо-восток, юго-восток, северо-запад и юго-запад, а Яма имеет юрисдикцию над западом.
В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» небеса Ямы описаны как «не слишком горячие и не слишком холодные». Где жизнь без печали, где возраст не приносит слабости, усталости и плохих чувств. Где нет голода и жажды, где есть все, что нужно искать. Где фрукты восхитительны, цветы ароматны, вода освежает и успокаивает; где прекрасные девушки танцуют под мелодии небесных музыкантов, и где смех смешивается с звуками небесной музыки…
«Павильон Ямы был построен божественным плотником Тваштри, он сияет, как полированное золото, сиянием, равным солнцу. Здесь слуги Господа Дхармы отмеряют отведенные смертным дни. Великие мудрецы (риши) и предки ждут поклоняйтесь Яме, "Царю отцов" (питри). Освященные святостью, их сияющие тела облачены в белые лебединые одежды и украшены браслетами, украшенными драгоценными камнями, золотыми серьгами, изысканными цветочными гирляндами и манящими ароматами, которые сделай это здание вечно приятным и в высшей степени благословенным. Здесь сотни тысяч святых существ поклоняются Яме… »
Легенда гласит, что раньше Яма стал владыкой мертвых; он много ходил по миру и пережил много приключений. Однажды он открыл путь на небеса и, к сожалению, как следствие, распространил смертность по миру и, в конце концов, стал правителем мертвых. Бог Яма - правитель Дию, ужасного ада.
На юге простирается владение Ямы, Повелителя Смерти, который ведет Книгу Судьбы, в которой записана продолжительность жизни каждого человека.
Яма - повелитель справедливости и смерти и главный спутник Шивы Разрушителя, одного из триад божеств, два других - Брахма-создатель и Вишну-хранитель. Все три связаны с космическими функциями созидания, поддержания и разрушения.
Яма - тот, кто решает, придут ли души мертвых на небеса (Сварга) или в Нараку, где души нечестивых людей должны ждать, пока их грехи будут сожжены, чтобы они могли возродиться.
В своей обители Яма принимает решение о наказании и оценивает ценность действий, за которые умершие несли ответственность до того, как их жизнь подошла к концу.
_____________
В тибетских верованиях Яма изображается как символ уничтожения; он - ужасное чудовище, безжалостно сокрушающее колесо жизни. В индуистской мифологии он считается доброжелательным богом мертвых, который относился к людям дружелюбно и хорошо, но позже его отношение к людям значительно меняется, и он изображается как устрашающий судья и каратель человеческих проступков.
Его слуги собирают души умерших и ведут их к трону хозяина двумя четырехглазыми собаками, охраняющими дорогу к обители бога. Кроме того, собаки, как говорят, передвигаются среди людей в качестве его посыльных.
Иногда Яма лично собирает души. Верхом на своем черном буйволе он использует дубинку и веревку с петлей, чтобы схватить мертвых или захватить жизни людей, которые вот-вот умрут.
Собаки в бездне Ямы заставляют нас думать о другом существе, многоглавой собаке, известной в греческой мифологии как Цербер. Цербер (или «пес Аида») охраняет вход в царство смерти, где правил Аид. Также Яма, кстати, несет в себе качества как египетского Осириса, так и критского Миноса. В то же время некоторые ученые видят связь между Ямой и древним царем-основателем Египта Менесом.