снег ___________ -------------------------

Иная реальность

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Иная реальность » Боги индуизма » Боги индуизма: мужские и женские ипостаси


Боги индуизма: мужские и женские ипостаси

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Считается, что в индуизме есть три главных Бога: Брахма-создатель (Творец Вселенной), Вишну-хранитель (Поддержатель равновесия) и Шива-разрушитель (Повелитель перемен). Они существуют в триединстве, почти как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух в христианстве.

У Вишну есть 9 официальных аватаров: Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, Вамана, Парашурама, Рамачандра (Рама), Кришна, Будда, Калки. Самые любимые из них в народе: Идеальный Муж Рама и Всепривлекающий Кришна.

У Шивы есть множество ипостасей: танцующий Натараджа, повелитель животных Пашупати, гневный Рудра, яростный Вирабхадра, разрушительный Бхайрава, первый йогин Адийоги, соединенный с шакти Ардханаришвара, соединенный с Вишну Харихара и т.д.

Брахма часто ассоциируется с Праджапати и такими личностями, как Валмики, Кашьяпа, Даттатрейя, Вьяса, Калидаса, Яджнавалкья.
Шива и Вишну (с их аватарами, формами и ипостасями) — самые почитаемые Боги Триады Индузима. Храмы в их честь существуют повсеместно: в каждом штате и городе. Брахме же почти не поклоняются (разве что в храме Jagatpita Brahma Mandir в Пушкаре).

Помимо главной троицы богов индуизма, есть еще и великая женская энергия — Шакти. Она проявляет себя в женских божествах: смертоносной Кали, защитнице Дурге, хранительнице мудрости Сарасвати, дарительнице благ Лакшми, дарующей плодородие Аннапурне и т.д. Женские божества всегда дополняют мужские. Одно без другого существовать не может. В индуизме у каждого Бога обязательно есть пара. Например, у Шивы — Парвати (она же — Дурга, Кали), у Вишну — Лакшми, у Брахмы — Сарасвати, у Рамы — Сита, у Кришны — Радха и т.п.

Индуизм не был бы индуизмом, если бы у главных Богов не было огромного сонма родственников. Между многими Богами существуют родственные связи. Шива и Парвати имеют сыновей Ганешу (Винаяку) и Муругана (Картикейю, Сканду), каждый из которых имеет по две жены: жены Ганапати — Сиддхи и Буддхи, жены Муругана — Дэвасена  и Валли. Вишну и Лакшми являются родителями Бога любви Кама-дева. Брахма считается отцом 11 Праджапати — прародителей человечества. А еще общий ребенок есть у Вишну и Шивы. Им является аскет-брахмачари Айяппа.

Помимо высшего эшелона Богов существует также множество дэвов, ответственных за разные явления, сферы деятельности и процессы. Есть Боги огня, земли, воды, времени, смерти, здоровья, богатства. Каждый из них имеет свое уникальное место в сложной иерархии и призывается во время определенных ритуалов. Процесс создания Божеств и поклонения им не останавливается в Индии даже по сей день. Например, с приходом ковидной эпохи были построены храмы Коронавируса, где грозному Божеству вполне серьезно поклоняются с целью его умилостивить. А культ личности Нарендры Моди (премьер-министра Индии), существующий сегодня в Индии, привел к появлению в разных регионах страны храмов, где его изображение установлено в алтаре и используется в качестве объекта поклонения.

Особняком стоят Боги, связанные с планетами: Гуру (Юпитер), Шани (Сатурн), Сурья (Солнце), Буддха (Меркурий), Шукра (Венера), Чандра (Луна), Мангал (Марс), а также теневые планеты Раху и Кету. Все они имеют непосредственное влияние на человеческую жизнь. В гороскопе каждого человека эти планеты проявлены по-разному: кто-то дает личности силу, талант, удачу, а кто-то, напротив, ослабевает ее, добавляет негативных качеств, лишает покоя и благополучия. Поклонение пораженной планете, совершение пуджей в ее честь, а также соблюдение упай с целью получения ее благосклонности, помогает индуисту гармонизировать свою жизнь, избавится от проблем и недостатков.

Помимо общепризнанных Богов, деяния которых зафиксированы в Пуранах и других древних текстах, в Индии на каждом шагу встречаются локал деваты — местные божества. Поклонение им — весьма распространенная практика во всех уголках Бхараты: от Бихара до Гоа, от Гуджарата до Тамил-Наду. Чаще всего, она связана с хранителями определенного места (например, деревни). Она может принимать самые необычные формы. Местные Божества не обязательно запечатлены в камне и представлены в виде идолов в мини-храме. Они могут жить в дереве, сухом бамбуке, углублении в земле и т.д.  В Гоа, например, есть храм Аджобабы, в центре которого находится окаменелость. Местные верят, что великий святой пожертвовал собой, превратившись в камень, чтобы рыбаки, погибшие в море, смогли воскреснуть и вернуться домой. Подобных легенд в Индии тысячи. Как и храмов с уникальными Божествами.

Неудивительно, что ежедневно сталкиваясь с колоссальным пантеоном Богов всех видов и мастей, среднестатистический индуист начинает признавать и уважать всех Богов, которые встречаются на его пути. Причем, не только индуистских, но и принадлежащих другим религиям. Индуизм крайне толерантен к иным верам, хотя и ему свойственны попытки адаптировать чужих Богов. Так, например, Будда считается одной из аватар Вишну, а Иисус почитается как великий мессия, побывавший в свое время в Индии (некоторые хинду даже причисляют Христа и Заратустру к аватарам Вишну).

Несмотря на кажущуюся цельность и органичность индуизма, очень часто внутри этой религии наблюдается разделение на приверженцев той или иной школы, течения, секты. В частности, очень заметно разделение индуистов на шиваитов, шактистов, вайшнавов. Отдельные религиозные семьи в Индии могут особо почитать конкретное божество: например, Шиву, Шакти, Кришну, Ганешу, Вишну и т.п. Для них показано паломничество по святыням, связанным с этим Дэвом, соблюдение праздников и особых постов в честь Божества.

У некоторых семей могут быть уникальные божества, которым они поклоняются испокон веков. Также в индуизме существует понятие Иштадеваты — личного Божества, с которым у конкретного человека прослеживается особенно сильная связь. Каждый имеет право найти для себя тот образ Бога, который ему ближе. И который, в конечном итоге, сможет привести человека к Абсолюту и Освобождению — Мокше.

Интересно, что при разнообразии Божеств в индуизме, эта религия не отрицает и наличие единой высшей божественной сущности —  Брахмана с его женской составляющей (Пракрити или Майя). Все известные человечеству Боги — суть проявления Брахмана. Более того, весь мир и все люди — также частицы Бога.

0

2

В индийском пантеоне боги почитаются как Мурти. Эти существа являются либо аспектами Верховного Брахмана, аватарами Верховного Существа, либо существенно могущественными сущностями, известными как Дэвы. Термины и эпитеты в различных традициях индуизма включают также Ишвару, Ишвари, Бхагавана и Бхагавати.

Изображения

Чаще всего индийский пантеон богов изображается в гуманоидных формах, дополненных набором уникальной и сложной иконографии в каждом случае. Иллюстрации основных божеств включают Парвати, Вишну, Шри (Лакшми), Шиву, Сати, Брахму и Сарасвати. Они имеют различные и сложные личности, но часто рассматриваются как аспекты одной и той же Высшей Реальности, называемой Брахманом.

Традиции

С древних времен идея эквивалентности была взлелеяна для всех индусов. В текстах и скульптурах тех времен основные понятия - это: Харихара (половина Шивы, половина Вишну). Ардханаришвара (половина Шивы, половина Парвати). Мифы заявляют, что они одинаковы. Боги индийского пантеона вдохновили свои собственные традиции: вайшнавизм, шиваизм и шактизм. Их объединяют общая мифология, ритуальная грамматика, теософия, аксиология и полицентризм.

Представление о человеке

В древних и средневековых текстах индуизма человеческое тело описывается как храм, а божества - как части, находящиеся внутри него. Брахма, Вишну, Шива при этом описываются как Атман (душа), который индусы считают вечным в каждом живом существе. Божества в индуизме столь же разнообразны, как и его традиции. Человек может выбрать, кем ему быть: политеистом, пантеистом, монотеистом, монистоистом, агностоистом, атеистом или гуманистом.

Дэв и Дэви

Боги индийского пантеона имеют мужское (Дэв) и женское (Дэви) начало. Корень этих терминов означает "небесный, божественный, что-либо превосходящий". Этимологическое значение - "сияющий". В древнейшей ведической литературе все сверхъестественные существа называются асурами. К концу этого периода благожелательные небожители именуются Дэв-асурами. В постведических текстах, таких как Пураны и Итихасы индуизма, Дэвы олицетворяют добро, а Асуры - зло. В средневековой индийской литературе Боги упоминаются как Суры.

Брахма

Брахма - индуистский бог творения из Тримурти. Его супруга - это Сарасвати, богиня знания. Согласно Пуранам, Брахма - это саморожденный цветок лотоса. Он вырос из пупка Вишну в начале Вселенной. Другая легенда гласит, что Брахма родился в воде. В нее он поместил семя, которое позже стало золотым яйцом. Так родился творец, Хираньягарбха. Остальные части золотого яйца расширились в Брахманду, или Вселенную. Брахма традиционно изображается с четырьмя головами, четырьмя лицами и четырьмя руками. Каждой головой он постоянно читает одну из четырех Вед. Его часто изображают с белой бородой, что указывает на почти вечную природу его существования. В отличие от других богов, у Брахмы совсем нет оружия.

Шива

https://forumupload.ru/uploads/001b/e7/c9/2/t653554.png

Шива считается верховным божеством в шиваизме, деноминации индуизма. Многие индусы, такие как последователи традиции Смарты, вольны принимать различные проявления божественного. Шиваизм, наряду с традициями вайшнавов, которые сосредоточены на Вишну, и традициями Сакты, которые поклоняются Дэви, являются тремя из самых влиятельных конфессий.

Поклонение Шиве - это паниндуистская традиция. Шива - одна из пяти основных форм Божественного в Смартизме, который делает особый акцент на пяти божествах. Четыре остальных - это Вишну, Дэви, Ганеша и Сурья. Другой способ мышления о божествах в индуизме - это Тримурти (Брахма-Вишну-Шива). Первый олицетворяет творца, второй - хранителя, третий - разрушителя или трансформатора.

Атрибуты Шивы

Бог изображается обычно со следующей атрибутикой:

* Третий глаз, которым он сжег желание (Кама) до пепла. Гирлянда со змеей.

* Полумесяц Луны пятого дня (панчами). Он помещается около огненного третьего глаза и показывает силу сомы, жертвоприношения. Это означает, что Шива обладает силой размножения наряду с силой разрушения. Луна также является мерой времени. Таким образом, Шива известен под именами Сомасундара и Чандрашекара.

* Священная река Ганга вытекает из его спутанных волос. Шива принес очищающую воду людям. Ганга также обозначает плодородие как один из творческих аспектов Бога.

* Небольшой барабан в форме песочных часов известен как "дамару". Это один из атрибутов Шивы в его знаменитом танцевальном представлении Натараджа. Для его удержания используется особый жест руки (мудра), называемый дамару-хаста.

* Вибхути - три линии пепла, нарисованные на лбу. Они представляют сущность, которая остается после всех Малов (нечистота, невежество, эго) и Васан (симпатия, антипатия, привязанность к своему телу, мирской славе и наслаждениям). Вибхути почитается как форма Шивы и означает бессмертие души и проявленную славу Господа.

* Пепел. Шива пачкает им свое тело. Это древняя традиция кремационного аскетизма.

* Тигровая, слоновья и оленья шкуры.

* Трезубец - особое оружие Шивы.

* Нанди, Бык, - это его Вахана (санскрит для колесницы).

* Лингам. Шиве часто поклоняются в такой форме.

*  Гора Кайлаша в Гималаях - его традиционная обитель.

Шиву часто изображают погруженным в глубокую медитацию. Говорят, что он искореняет Каму (сексуальное желание), Моху (материальное желание) и Майю (мирские мысли) из ума своих преданных.

0


Вы здесь » Иная реальность » Боги индуизма » Боги индуизма: мужские и женские ипостаси


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно