В религии древних народов божества луны, выступавшие как в женском (греческие Селена и Артемида, римская Диана и т.д.), так и в мужском обличье (египетские Тот и Хонсу, вавилонский Син, полинезийский Ронго и пр.), занимали значительное место в пантеоне. Им посвящались великолепные храмы, один из которых — храм Артемиды в Эфесе, сожженный безумным честолюбцем Геростратом, — входил в прославленную семерку чудес света.
Лунные божества изображались обычно с соответствующими атрибутами. Так, египетский бог Хонсу, центром почитания которого был знаменитый Карнакский храм, представлен в виде юноши с серпом и лунным диском на голове.
Некоторые из богов, олицетворявшие «темную сторону» луны, имели довольно мрачную репутацию. В частности, древнегреческая богиня лунного света Геката считалась покровительницей колдовства и черной магии, насылавшей на землю сонмы привидений и призраков. В особых случаях ей приносили гекатомбу — сотню жертвенных быков одновременно.
В эмблематике народы, почитавшие луну с глубокой древности, — монголы, тибетцы, лаосцы и др., — представляли свою ночную покровительницу также в виде полного серебряного диска, зачастую с чертами человеческого лица.
В голубом масонстве луна символизировала высокую, платоническую любовь и воздержание.
С луной связано множество народных примет, одни из которых заставят современного человека лишь криво усмехнуться, а другие — призадуматься.
К числу последних относятся приметы, позволяющие предсказывать погоду. Так, покрасневший диск луны предвещает ясную, солнечную погоду, а позеленевший — продолжительную засуху. Если же вокруг луны образовалось светящееся кольцо — следует ожидать усиление ветра и шторма на море. Что же касается человеческой судьбы, то здесь самыми счастливыми предзнаменованиями наделяется новорожденная луна. Особенно настоятельно народные приметы рекомендуют начинать «новую жизнь» именно в новолуние.
Гренландцы, например, верят, что все небесные тела были когда-то людьми, но Луну, в частности, они обвиняют в побуждении их женщин к оргиям, и поэтому им не разрешается долго смотреть на нее.
В доисламской Аравии, как и в других семитских странах, поклонение Луне преобладало над культом Солнца. Магомет запрещал использование в амулетах любых металлов, кроме серебра.
Лунный свет считался у всех славян опасным и вредным, особенно для беременных женщин и новорожденных, отсюда запреты выходить и выносить ребенка из дома ночью, когда светит Луна, и даже класть его в доме так, чтобы на него падал лунный свет.
Поляки верили, что если Луна «перейдет» через спящего ребенка, то ребенок заболеет; в таком случае ребенка спасали тем, что ставили на окно сосуд с водой, в котором Луна должна была «утопиться».
У белорусов некоторые детские болезни объяснялись тем, что «месяц засветил ребенка»; их лечили следующим образом: брали валек для белья, пеленали его в детскую пеленку и на всю ночь выкидывали на двор, чтобы на него светил месяц,— тогда дитя поправится. Сербы и македонцы считали, что Луна «пьет» жизнь человека.
У славян, как и у многих других народов, известно верование, что умершие души отправляются на месяц.
Сербы по месяцу узнавали, жив или погиб кто-то из близких, кто ушел на войну или вообще находится вдали от дома. Для этого нужно было взять человеческий череп, трижды окунуть его в ключевую воду и в полночь во время полнолуния посмотреть сквозь него на месяц. Так гадали жены о своих мужьях; считалось, что если муж жив, то жена увидит его перед собой, если же он погиб, она увидит его на месяце. По другим представлениям, во время безлуния, то есть во время смены месяца, месяц освещает загробный мир. Мотив посещения месяцем «того света» отражен в широко распространенных заговорах от зубной боли, произносимых «на молодой месяц».
В Белоруссии молитвы, читавшиеся при виде молодого месяца, посвящались душам, которые «не дождались нового месяца», то есть недавно умершим.
Католики Боснии в этом случае читали «Отче наш» и «Богородицу» за спасение душ тех, кто попал в ад и кого некому помянуть.
Лунный свет привлекает русалок. Они как бы купаются в нем, раскачиваясь на ветках и расчесывая волосы. Сербы считают, что при свете Луны из воды выходят души утопленников и сидят на вербах.
Если сказать, что при Луне светло, как днем, то они мучаются, разражаются проклятиями и уходят в воду. У южных славян широко распространено поверье о том, что колдуньи могут своей ворожбой сбрасывать месяц на землю.
Македонцы называют их «месечарки» и считают, что у них есть хвост и что своим колдовством они могут извести и погубить человека. Они же отбирают молоко у коров и делают это с помощью месяца. «Месечарка» после сложных колдовских манипуляций обращается к месяцу со словами: «Я теленок, а ты корова». Тогда месяц спускается с неба и превращается в корову. Колдунья прикасается к нему и становится невидимой. Затем она говорит: «Я женщина, а ты месечина, я внизу, а ты наверху». Тогда месяц вскрикнет и начнет подниматься на небо, а колдунья отправляется туда, где она хотела отобрать молоко.
«Сбрасывание месяца» считается самым страшным грехом.
Затмение Луны южные славяне объясняли тем, что Луну поедают халы. Люди очень жалеют месяц и боятся, что когда-нибудь халам удастся съесть его целиком. Тогда наступит тьма и конец света, потому что солнце, брат месяца, из жалости тоже перестанет светить. Во время затмения стараются не говорить, не смеяться, а старики и старухи плачут. Люди пытаются защитить Луну стрельбой и созданием шума.
У всех славян в прошлом, а во многих регионах и до последнего времени сохраняется лунное время — традиционная система счета времени по фазам Луны, хотя одна и та же фаза может оцениваться то как благоприятная, то как неблагоприятная или опасная для того или иного предприятия. Время молодого, растущего месяца обычно трактуется как благоприятное для начала любых работ, особенно для роста, для всего растущего, развивающегося. С полнолунием связано представление о добром времени для земледельческих работ, ибо полнота месяца сулит богатый урожай. Время безлуния, предшествующее нарождению нового месяца, повсеместно считается крайне неблагоприятным и опасным, как всякая пространственная или временная граница (порог, межа; полночь, полдень и т. п.).
Человек или животное, зачатые в такие дни, по представлениям болгар, не будут жить, рано умрут.
У всех славян известно верование, что ребенок, родившийся в «гнилые» дни, «на межах», «на перемене», останется бесплодным, бездетным.
В Полесье остерегаются начинать какое-либо дело в «пустые» дни: не сеют и не сажают, не водят на случку скот, не покупают скот, не заготавливают урожай, не отправляются в дальнюю дорогу. Все эти представления об опасности безлуния связаны с верованиями, согласно которым месяц в это время освещает потусторонний мир — мир мертвых.
В Древнем Перу почитание Луны было подчинено почитанию доминирующего над ней Солнца. Инка Гарсилаоо де ла Вега (1539— 1616) называет Луну «женой Солнца» и пишет, что пространство в храме было выложено серебряными плитами, «чтобы по белому цвету все узнавали, что это были покои Луны.
Их посещали для того, чтобы обратиться к Луне и отдать себя под ее защиту, потому что ее считали сестрой и женой Солнца, а также матерью инков и всего их рода. Они называли ее Мамаквилла, что означает «мать Луна». Ей не приносили жертв, как Солнцу. По обеим сторонам фигуры Луны стояли тела мертвых цариц в соответствии с порядком, в котором они занимали трон, и с возрастом...».
Если в ряде древних традиций луна представляла женские божества или пассивный принцип творения, то в тевтонских, арабских и татарских мифах она олицетворяла мужское начало.
У многих древних народов лунные боги были богами мудрости. Например, в Египте Тот-Гермес или Тот-Хонс был третьей ипостасью египетской троицы: бог солнца Амон, богиня неба Нут и их сын — бог луны Хонс. В Египте луна также ассоциировалась с Исидой и представляла андрогинное начало, так как Исида выступала воплощением "небесного гермафродита". Считалось, что при каждом периодическом "сотворении" Вселенной солнечный Осирис — первое проявляющееся божество — рождался на горе Синай, т. е. на горе Луны.
В Индии луной-богом был сын Сомы-луны Будха, в Халдее Нэбо выступал лунным богом сокровенной Мудрости. В Финикии луна связывалась с Астартой, в Вавилоне — с Иштар. Причем в Халдее и Вавилоне луна, как остывшее солнце, считалась старше последнего. Бог луны у шумеров имел названия: господин, князь богов, "отец, который держит в руках жизнь на земле". В Ригведе Сурья (Солнце) играет роль невесты, а Сома (Луна) — жениха. В "Эдде" Луна и Солнце являются мужем и женой. На санскрите луна, или сома, обозначает священный напиток, используемый в храмах для достижения транса в целях постижения тайной мудрости.
В античной Греции луна воспринималась по-разному: как дневная Артемида, богиня лунного света Селена и богиня ночных видений и чародейств Геката; как богиня лунного света считалась двойником солнца (Аполлона). В Риме у них даже было одно святилище. Являясь богиней колдовства, Луна связывает мир живых и умерших и выводит призраки мертвых из могил. Она предстает владычицей трех миров: неба, земли и подземного царства.
Исламская традиция рассматривает Луну как основного посредника между землей и другими планетами, и в этом качестве как силу, синтезирующую все аспекты интеллекта, явленные в планетарных сферах и архетипическом мире зодиакальных знаков. Ее число в исламской нумерологии — 7 — означает количество планетарных сфер и является четвертью от 28 дней лунного цикла.